На главную

Будда и любовь

Лама Оле Нидал

Глава 4. Сила чувств

Чувства приходят и уходят      Проблема с «я»    Буддизм начинается там, где заканчивается психология      Сознательная работа с чувствами      Пять главных мешающих чувств      Упражнение по медитации

Предыдущая страница

Оглавление

Следующая страница

Буддизм начинается там, где заканчивается психология

Со времен Платона западная психология занимается особенностями восприятия и поведения людей и может предложить самые разные средства для облегчения жизни, в том числе совместной. С этой точки зрения каждый человек, который проходит через определенный духовный опыт в работе над собой или в отношениях с другими, хотя бы частично является психологом. Раньше в трудных случаях клиентам помогали религии, сегодня этим занимаются психологи, консультанты по вопросам брака и психотерапевты, но доля умственно страдающих людей с течением тысячелетий почти не изменилась. Все изменения сводятся к тому, что талантливые ученые и врачи в два раза увеличили продолжительность жизни человека, а в наше время появились психологи и консультанты по вопросам семьи и брака, к которым теперь можно обратиться. Для многих сеансы психотерапии стали таким же обычным делом, как визиты к врачу. Ведь никто не должен — и не желает — доставлять трудности себе и другим. Каждый хочет быть полезным обществу, а не мешать ему. Поэтому психологическая помощь эффективна в области бытовых, обусловленных проблем и заканчивается в тот момент, когда человек снова обретает доверие к самому себе и к жизни.

В отличие от психологов прошлого многие их сегодняшние коллеги подмечают, что трудности легче всего растворить, если помочь человеку раскрыть его специфические способности. Здесь опыт буддизма подтверждается новейшими исследованиями психологии: если копаться в прошлом, страхи и разочарования могут только усилиться. Многим парам намного полезнее осознавать хорошие стороны своей жизни или сравнивать себя с другими людьми, у которых дела идут гораздо хуже. Благодаря такому взгляду партнеры тратят меньше энергии на обоснование собственных драм и, возможно, начинают помогать другим.

В психологии все большее признание получает в высшей степени буддийская рекомендация рассматривать мешающие чувства отдельно от самого человека. Если в семидесятые годы рекомендовалось «выпускать пар» и полностью проявлять каждое чувство, то теперь стало ясно, что лучше растворять те представления, которые лежат в основе наших эмоций. Современные психологические методы все чаще воплощают этот издавна известный подход. Разумеется, психотерапевт прежде всего старается помочь паре наладить отношения в тех пределах, которые приемлемы для всех, чтобы партнеры, отталкиваясь от этого, снова могли строить совместную жизнь. Если это удается, то им обоим становится лучше после нескольких сеансов. Они продолжают быть вместе и снова радуются друг другу и друг с другом.

Буддизм нацелен на нечто большее, чем обусловленное и, следовательно, по существу кратковременное счастье. Подчеркивая непостоянство всего, что возникает из условий, он указывает на вневременного воспринимающего, то есть на ум. Избыток, появляющийся благодаря радостной связи, стоит использовать для человеческого развития. Мы хотим познать ум, неразрушимый по своей природе, воспринимающее пространство — то единственно надежное, что присутствует везде во все времена. Следовательно, буддизм начинается там, где заканчивается терапия со всеми ее методами. Поскольку игры ума нескончаемы и безграничны, буддийское Учение не предлагает никакой панацеи от всех кризисных ситуаций. Буддийские медитации развивают избыток для других и способность к широкому, внеличностному настрою. Это создает определенную отстраненность по отношению к собственным чувствам и дает возможность здорового обзора. Здесь нужна глубокая внутренняя уверенность в своих силах — своего рода «толстая кожа», чтобы уметь применять имеющиеся средства в самый разгар происходящего и укреплять свое сочувствие, до тех пор пока мы не научимся ясно видеть и без сентиментальности ставить себя на место других. Поучения Великого пути ориентированы не на личное удовлетворение в жизни, а на раскрытие всех присущих человеку качеств. Поэтому счастливые, взаимообогащающие отношения не являются самоцелью: это путь проявления незыблемых ценностей в обоих партнерах. Уже в ходе этого развития возникающий избыток используется для блага всех и таким образом становится еще больше.

Предыдущая страница

Главная

Следующая страница