Будда и любовь |
Что происходит в случае обогащающей, дающей любви? В ее основе лежит влечение, и она живет за счет радостного взаимообмена. Мы любим друг друга и дарим друг другу самое лучшее. То, что один из партнеров привносит в отношения, другой прекрасно дополняет, и благодаря этому оба учатся. Поскольку каждый из нас вкладывает в наш союз свое вдохновение, понимание и тело, а встреча столь непосредственна, то оба получают пользу и становятся богаче. Эта счастливая любовь, которая освобождает и заполняет, проявляется четырьмя различными способами. Она охватывает области непринужденного взаимообмена (дающей любви), сочувствия, сопричастной (неличностной) радости и непоколебимой равностности, затрагивая все уровни жизни.
Будда желал всем осуществления этих четырех видов любви, поскольку они являются непосредственной предпосылкой достижения Просветления. Чем больше любви к существам мы развиваем, тем проще становится жизнь. Это делает нас менее уязвимыми, мы реже реагируем на «несправедливости». Мы учимся другими глазами смотреть на посторонних и врагов, круг наших друзей расширяется, и мы более невозмутимо встречаем изменения. Это привлекает других, так как любой человек с радостью принимает любящее, сочувственное внимание.
Открывшись благодаря любви, мы можем быть намного полезнее для всех существ.
Есть много буддийских медитаций, направленных на развитие этих четырех видов любви, которые в буддийских текстах называются Четырьмя неизмеримыми. Классически, практики сопровождаются пожеланиями Будды, выраженными в следующих словах:
?ЛЮБОВЬ пусть у всех существ будет счастье и причины счастья;
?СОЧУВСТВИЕ пусть существа будут свободны от страданий и причин страданий;
?НЕЛИЧНОСТНАЯ РАДОСТЬ пусть существа не отделяются от истинного счастья, в котором нет страданий;
?РАВНОСТНОСТЬ пусть все существа пребывают в великой равностности, свободной от привязанности и неприязни.
Любовь
Пусть у всех существ будет счастье и причины счастья
В принципе людям нравится дарить. Делать добро другим и себе столь естественно, что каждое соприкосновение с этим приносит счастье. Матери помогают своим детям; мужчины защищают свои семьи; партнеры, соседи и коллеги по работе поддерживают друг друга. Взаимная открытость и забота друг о друге превращают «я» и «ты» в «мы», все разделяющее становится второстепенным, и это обогащающе действует на любовь. В основе этого настроя лежит желание, чтобы у любимого было все возможное счастье. Привлекательность партнера так велика, что мы не можем думать ни о чем ином. Тело, речь и ум мы используем, чтобы дарить друг другу всяческую радость. В высшей степени счастливым является, конечно, время, проводимое нами вместе в постели, поскольку здесь мы наиболее непосредственно одариваем друг друга. Речь тоже приносит много добра и смысла, если мы постоянно умиротворяем друг друга, заверяем в своей любви или открываем новый уровень близости. Так в партнерских отношениях возникает все больше доверия создается атмосфера открытости, и в ней оба могут развивать новые качества, благодаря которым выигрывают все вокруг. Признаком такого развития является радость от возможности дарить счастье многим существам.
Даже если давние отношения «заросли» бытом и привычками, мы найдем достаточно возможностей для проявления симпатии и поддержания тесной связи. Всегда есть моменты, когда можно дать любимому человеку почувствовать, как мы ценим его в этой рутине повседневности. Это могут быть ободряющие слова перед началом напряженного рабочего дня или милые нежности во время долгой поездки на машине. Если в совместной жизни удается сохранять радостное, близкое отношение к телу и любви, обращая внимание в первую очередь на все прекрасное, то и партнеры, и окружающие просто сияют. При такой форме любви мы вместе идем по жизни с естественной радостью и открытостью, без скованности и ожиданий, и постоянно воспринимаем друг друга на высшем уровне.
Упражнение для развития любви
Если нам легко удается излучать любовь на партнера, то следующий шаг с таким же чистосердечием и вниманием относиться к его близким родственникам и кругу знакомых. Вначале это можно делать мысленно, чтобы потом осуществить на практике. Когда это получается, мы сознательно охватываем таким мироощущением все больше других людей в том числе и тех, с кем нам трудно. Наконец, мы распространяем свою любовь на всех существ.
Если нам не близок такой способ расширения любви, то легко можно, как это обычно делается в буддийских упражнениях, вспоминать не партнера, а свою маму: она бескорыстно и со всей теплотой сердца подарила нам жизнь и вырастила нас.
Сочувствие
Пусть существа будут свободны от страданий и причин страданий
Второй вид полезной любви сочувствие. Когда нам становится ясно, насколько существа уязвимы, как трудно им отстраняться от чувств, которые ими безжалостно управляют, нам хочется их защитить. Помогать им значит без ожиданий давать или делать то, что наполнено смыслом. Избыток бескорыстной любви позволяет и дающему, и получающему развивать свои сильные стороны и в долгосрочной перспективе приносит пользу обоим. Рано или поздно люди обязательно замечают нашу щедрость, она окрыляет всех вокруг. Со временем оказывается, что сочувственные действия, свободные от ожиданий, заразительны, и постепенно другие также находят к ним свой доступ.
Религии веры с Ближнего Востока, которые более 1000 лет влияли на Европу, плохо отличают сочувствие от жалости и даже от самопожертвования. Конечно, мы должны понимать ситуацию других, чтобы суметь им помочь, но если мы упадем в ту же яму, что и они, и потеряем широту обзора, это никому не принесет пользы. Желая помочь человеку, мы должны указывать на сильные стороны, которые он способен развить, и именно на этом ему следует строить свою самооценку. Жалость означает: «Бедненький, я тоже думаю, что у тебя ничего не получится». Сочувствие, напротив, высвобождает у всех энергию, позволяющую человеку взять жизнь в свои руки. Если действовать с сочувствием сообразно ситуации, не останется места для нездорового «синдрома помощника».
Для буддиста сочувствие это солидарное понимание, что жизнь полна сюрпризов, но при этом сутью каждого существа является неуязвимое пространство. С одной стороны, мы учимся трезво видеть происхождение слабостей и избегать их, а с другой знаем, что в бессчетных прошлых жизнях подобное наверняка случалось и с нами, но было преодолено. Это позволяет нам понять неприятную ситуацию во всех ее аспектах. Будучи парой, мы можем помогать с удвоенной чуткостью. Сочувствие является освобождающим, пока мы оба благодарно сознаем целостность нашего союза и находим поле для применения своих лучших талантов. Это удается, если в сознание одного из нас не закрадывается идея о том, что он «дающий», а партнер должен зависеть от него как постоянный клиент или жертва, и также ни один из нас не ищет роли пассивного получателя. Злоупотребление социальной заботой со стороны государства, позволяющего некоторым людям находиться у него на содержании до конца своих дней из-за чего они не желают ни продолжать работать над собой, ни что-либо делать в этом мире, разлагает человека.
Упражнение для развития сочувствия
Если мы хотим развить здоровое сочувствие к существам, мы представляем себе, что любимый партнер или наша мама находится в трудном положении. Мы хотим незамедлительно удалить их страдание и, более того, помочь им стать самостоятельными. Испытывая подлинное сочувствие к близким, мы (как и в случае любви) распространяем его шаг за шагом на друзей, на врагов, а затем и на всех существ.
Буддизм учит, что каждое существо в какой-нибудь из жизней приходилось нам одним из родителей и мы тоже побывали родителями всех существ. Поэтому у нас невероятно много совместных связей и переживаний и столько же возможностей всем помочь. И если это происходит правильно, польза очень велика.
Сопричастная (внеличностная) радость
Пусть существа не будут отделены от истинного счастья, в котором нет страданий
Сущность третьего вида «здоровой любви» лучше всего передается словом из рыцарской поэтической лирики Средних веков «сорадость». Это означает, что мы просто радуемся, когда с другими происходит что-то хорошее, абсолютно независимо от того, получаем ли мы сами при этом пользу. Не важно, касается это событий в мире (например, мусульманские женщины обрели где-то больше свободы) или жизни ближнего круга (например, партнер добился профессионального успеха). Если мы открываемся счастью других, радуемся их освобождению от какого-нибудь тяжелого бремени, если переживаем их счастье то в нашем уме сами собой растворяются зависть, ревность и прочие помехи. Здорово, если к тому же мы отказываемся от удовлетворения собственных потребностей ради другого человека. Например, в разгар своей любимой передачи выключаем телевизор, чтобы поужинать вдвоем; отменяем запланированный семинар, потому что у партнера сложная ситуация на работе и ему нужна поддержка; убеждаем любимого пойти на курсы повышения квалификации, хотя для нас это означает, что мы будем меньше времени проводить вместе; берем на себя заботу о детях, чтобы партнер смог некоторое время уделить себе Так можно всегда создавать в отношениях много пространства, избытка и силы.
Неличностная радость является в принципе сильным объединяющим чувством. Наиболее впечатляющий пример ее в современной Центральной Европе это наверняка падение Берлинской стены в 1989 году. Любой, у кого в жилах течет кровь, а не ледяная вода, должен был радоваться, видя, как переполненные счастьем люди устремились в Западный Берлин, к свободе.
Однако, по опыту зная, что обусловленное счастье чаще всего недолговечно, мы желаем, кроме того, чтобы всем существам удавалось двигаться к вневременной радости, то есть узнавать собственный ум. Поскольку хорошие впечатления, которые мы разделяем с другими, сохраняются и в нашем уме одновременно мы сами становимся духовно богатыми. Как и при развитии любви и сочувствия, представление о разобщенности между «мной» и «тобой» все больше растворяется, и мы обретаем свободу.
Упражнение для развития неличностной радости
Как будто глядя на мир сверху, мы представляем себе, как люди во многих местах переживают счастье и развиваются, и радуемся вместе с ними. Затем мы желаем им еще больше хорошего.
Равностность
Пусть все существа пребывают в великой равностности, свободной от привязанности и неприязни
Венцом любви является равностность, беспристрастность в высшей степени благородное чувство. Как бы сложно люди себя ни вели, какие бы возмутительные поступки ни совершали, в конечном счете все существа в полной мере обладают просветленным потенциалом. Ни ум, ни присущую ему способность к Просветлению нельзя ни уничтожить, ни повредить. Здесь подразумевается не безучастие, не глухота, а желание и попытки помогать существам на основе равностного отношения. Все имеют равные возможности, несмотря на то что живут в разных условиях. Понимая это, мы можем развить беспристрастное отношение к существам, то есть не привязываться к тем, кто нам нравится, и не отвергать тех, кто не нравится. Благодаря этой всеобъемлющей открытости однажды мы сможем приносить пользу всем. Если у нас есть это понимание, то любая работа, даже с самыми трудными «клиентами», обретает смысл. Тогда в любой ситуации, что бы ни происходило, мы не упускаем из виду конечную цель счастье всех существ.
Если пара давно вместе и через многое прошла, в ее жизни особенно заметно, что такое взаимное доверие становится основополагающим качеством. Некоторым удается глубоко прочувствовать, осознать эту уверенность и расслабленно демонстрировать ее во взаимоотношениях. Теперь требуется лишь небольшой шаг, для того чтобы суметь так же относиться и к окружающим. Проявляя осторожность в областях, где часто происходят злоупотребления, например при одалживании денег, в остальном мы радуемся тому, что в пространстве и в каждом существе уже есть все просветленные качества. Если нам удается их пробуждать, то впредь мы всегда будем в хорошей компании. Чтобы развить равностность, следует всегда покоиться в настоящем моменте, воспринимать все неличностно, осознавать непостоянство и природу Будды, присущую всем.
Четыре неизмеримых
?Любовь. Нам нравятся все люди без исключения, независимо от того, что они делают, говорят или думают, и мы желаем им всевозможного счастья.
?Сочувствие. Мы знаем, что все существа, в каких бы обстоятельствах они ни жили, периодически испытывают страдания. Мы желаем им свободы от страданий и действуем соответственно этому.
?Сопричастная (неличностная) радость. Мы радуемся счастью других и желаем, чтобы оно было постоянным.
?Равностность. Ум больше не подвержен таким мешающим чувствам, как привязанность и отвращение, и осознает природу Будды всех существ.