Каким всё является |
АЛМАЗНЫЙ ПУТЬ ПРИМЕНЕНИЕ ВСЕХ ИНСТРУМЕНТОВ
Как упоминалось ранее, Четыре благородные истины Будда провозгласил в Сарнатхе, а поучения о сочувствии и мудрости рядом с Раджгиром в Северной Индии. Что касается абсолютного Алмазного пути, который работает на тайных и самых глубоких уровнях, то его Будда давал в основном неподалеку от Вайшали, что тоже находится в Северной Индии. Этот подход включает тело, речь и ум; он базируется на том, что природа Будды изначально свойственна всем существам, и известен прежде всего своими целостными и чрезвычайно эффективными методами.
Будда использовал каждое мгновение для того, чтобы учить. Всякий раз, когда его отыскивали интересные и радостные люди с богатым жизненным опытом, происходили удивительные встречи, во время которых он передавал им вневременное переживание ума. Для этих людей неиссякаемым благословением и мотивацией служила их близость к Просветлению и способность видеть Будду как совершенно неотделимого от них самих. Сильная преданность позволяла им воспринимать его как зеркало для собственных умов, благодаря чему они быстро впитывали его качества. Они переживали сияющее сознательное пространство между мыслями, Великую печать (на санскрите Махамудра), как свою собственную истинную сущность. Это высвобождало избыток радости и силы, который рос в этих людях на протяжении многих жизней.
Преданность многогранна. Хотя свободные граждане во всем мире старательно выбирают таких политиков, которые, как они надеются, лучше всего выразят их тенденции и ожидания, в действительности то, каких лидеров получат эти люди, зависит от кармы. В контексте религий преданность это особая и часто очень непредсказуемая карта. Жизнь дает человеку совсем не полное представление об этой области, тем самым невероятно повышая ответственность учителей.
Религии затрагивают важнейшие человеческие ожидания, но часто являются иррациональными, и их труднее оценить, чем политические или социальные системы. Если мы встретим мировоззрение или учителя, который соответствует нашей глубокой внутренней природе, мы неизбежно последуем за ним. Кроме того, учитель и его учение покажут нам наше собственное лицо! Вот почему важно учитывать и при необходимости нейтрализовывать огромную мощь религиозной преданности и ее коренную причину переживание узнавания.
Нет сомнений в том, что преданность это центральное чувство всех религий, красива она или нет, освобождает или подавляет. Она источник многих человеческих эмоций, а из них рождаются действия. Но даже гневные люди хотят счастья, и, поскольку известно, что негативные эмоции разрушают эффективность любого переживающего их человека, свободные общества улучшаются. В конечном счете держатели сочувственных учений должны желать и иметь возможность защитить себя. Создаваемая ими среда помогает людям развиваться осознанно и для блага всех. Всякий, кто хранит это пространство, выражаемое бесстрашием учителей, и свободно использует богатство их опыта и методов, наслаждается непосредственным доступом к Просветлению.
Четыре вида действий будд
Будды постоянно и непринужденно используют тело, речь, ум, все свои качества и деятельность для того, чтобы помогать другим. Это приносит огромную пользу максимальному числу существ в самой продолжительной перспективе. Когда не ощущается разделения между тем, кто действует, самим действием и его объектом, словно играючи осуществляешь потенциал каждого мгновения. Каждая ситуация это вечно свежее переживание «Ага!» и: «Как богата жизнь!»
Действенная мудрость Будды, его медитации, средства избавления от различных умственных завес и мешающих эмоций по-прежнему существуют, даря людям четыре способа сознательно ориентировать события в позитивную сторону. Известные как умиротворяющие, обогащающие, очаровывающие и мощно защищающие, эти действия являются самыми точными инструментами для преобразования каждого аспекта жизни и превращают любое переживание в шаг к Просветлению. Пространство это информация, и человек всегда влияет на мир поэтому, осознанно совершая полезные поступки, мы создаем счастье и смысл для всех.
Тот, кто совершает умиротворяющие действия, подобен веселому и радушному хозяину дома: он не успокоится, пока все гости не будут удовлетворены. Учителя, обладающие этим даром, обычно очень чуткие. Часто их тела со временем начинают походить на грушу, поэтому им стоит следить за тем, чтобы их не использовали, и не вредить самим себе, проводя слишком много времени за столом. Если человек удерживается от этого, он сможет давать окружающим любовь и тепло, которых им недоставало. Однако людям этого типа следует как можно скорее направить обнаруженную эмоциональную открытость на постоянный, неличностный и осмысленный уровень.
Человек обогащающего типа, как правило, выглядит иначе. У него тонкие кости, он быстро движется и постоянно осведомлен о том, что происходит на всех созданных им практических уровнях. Он способен общаться и легко устанавливать контакт со многими людьми. Ему следует научиться фокусироваться не только на последних веяниях и переменах, но и развивать освобождающий взгляд, который превратит его в настоящего друга. В этом намного больше смысла и свершений, чем в постоянной беготне за материалистическими ценностями.
Очаровывающие действия особенно легко даются привлекательным людям. Конечно, имеет смысл задействовать свое обаяние, быстро получающее признание со стороны окружающих. Оно представляет собой результат сочувственных действий, совершенных в прошлых жизнях, и потому волнует и притягивает многих. Но если просто пользоваться этим даром на поверхностном уровне, будешь терять самое драгоценное, что у тебя есть, время.
Человек, относящийся к мощно защищающему типу, это настоящий друг всех существ. Он непоколебим, и его тело и речь выражают эти качества. Проницательным взором следя за происходящим, он готов к любым изменениям в пространстве. Когда первые три типа уже заняты чем-нибудь другим, этот останется на месте, чтобы довести все до конца. Пусть он не слишком озабочен своим внешним видом и его утомляют досужие разговоры такой человек является опорой для всех.
Как может учитель применить это знание? Искусно развивая потенциал этих четырех видов действий в себе и других. Не секрет, что многие учителя предпочитают проявлять ту активность, которая соответствует их естественным качествам, и привлекают похожий тип учеников. Группы, занятые изучением текстов или культуры, чаще всего образуются вокруг учителей Великого пути, в то время как необузданные персонажи, которым страстно хочется прямого опыта, выбирают Алмазный путь.
Умиротворение. Если ученики хрупкие или просто трудные, рекомендуется давать им пространство, особенно тем, кто хочет что-нибудь доказывать. Если их удается держать на обочине так, чтобы они не передавали свой подход другим, многие из них взрываются от недостатка внимания. Тогда учитель может помочь им перестроиться, вести себя более позитивно и обеспечивать себе приятное будущее.
Обогащение. Когда для людей, у которых имеется основа для будущего роста, уже создана безопасная ситуация, функцией учителя становится увеличение духовного богатства и потенциала в жизни учеников. Обычно это должно происходить шаг за шагом ведь когда неопытный человек пытается зайти слишком далеко или делать все сразу, а затем спотыкается и разбивает свой оптимистичный нос, иллюзорное эго быстро укрепляет свои позиции. В Алмазном пути, где целью является развитие всех качеств ума, две вышеописанные сферы деятельности даются легко. Учителю нужно только наблюдать за тем, становятся ли ученики независимыми, формируют ли здоровое и веселое отношение к сексу и жизни, есть ли у них избыток энергии для других.
Очарование. Если у нас есть сила влиять на других, становится возможным быстрый духовный рост. Однако этот дар способен принести и большой вред. Если обучение начинается раньше, чем нужно, если оно слишком пропитано политикой или преподносит идеи, противоречащие основополагающим желаниям людей, его воздействие на умы следует считать негативным. Влияние такого рода на всю жизнь ожесточает ум. Религиозные скандалы, гремящие по всему миру, не представляют собой ничего нового, и от тоталитарных религий ни один грамотный человек, скорее всего, не станет ожидать ничего, кроме ненависти и подавления. Но скандалы случались и вокруг отдельных вполне достойных монахов и учителей, выступавших от доброго имени Будды. Хотя наставления Будды являются скорее советами просветленного друга, а не заповедями догматичного бога, некоторым людям бывает трудно нести в мир его пример. Учителю следует избегать любого действия, которое разрушало бы доверительные отношения между ним и учениками, и стараться не тратить времени на бессмысленную роскошь. В довершение ко всему никогда нельзя демонстрировать бoльшую гордость за себя, чем за свою линию преемственности и ее передачу. Подобные конфузы разочаровывают все большее число идеалистических умов, повернувшихся сегодня к буддизму.
Мощная защита. Мощно защищающие действия это четвертый тип активности Будд, и они также требуют постоянного самоанализа. Если в контролирующую и, в случае необходимости, разрушающую деятельность вторгаются наши негативные чувства злость, недоброжелательство, ненависть, такая ситуация требует максимального внимания. Только те, кто видит потенциал Будды во всех существах, могут «взъерошивать им перья», не совершая ошибок.
Учителя, посвящающие свое тело, речь и ум защите других, должны убедиться в том, что их поступки и слова не окрашены личной неприязнью. Нужно быть похожим на хорошего врача, который оперирует больного не ради личной славы, а чтобы избавить его от большего страдания в будущем. Для применения такого эффективного инструмента, каким является защищающая активность, от учителя требуется настоящая ответственность, ведь большинство в сфере духовности ожидает встретить сладкий и миролюбивый, а не критический подход. Потому для учителя было бы малодушием и серьезной безответственностью игнорировать свою способность заглядывать далеко вперед, не предоставляя подлинного руководства. Если человек надеется уклониться от прямой конфронтации, отказываясь смотреть на происходящее в мире, он оставит других без защиты. Это означает, что учитель, практикующий два последних вида деятельности очаровывающую и защищающую, должен быть особенно сознательным. Он также обязан быть осведомленным о фактах и постоянно проверять свою мотивацию помощи другим. Доверия заслуживают только те учителя, которые, рискуя своей популярностью, отваживаются не быть сентиментальными. Они по-настоящему свободны, и их работа в конечном итоге принесет людям пользу и развитие.